Российские дроны и состояние рынка

russkie kvadrokoptery

 

Уважаемые читатели, в данной статье мы предлагаем вам рассмотреть русские квадрокоптеры, а также ознакомиться с нынешним состоянием зарубежного и отечественного рынков БПЛА. Стоит сказать, что мировые продажи беспилотников характеризуются взрывным ростом. Если некоторое время назад мировой рынок делился на две категории (военные беспилотники и летательные аппараты потребительского класса), то на сегодняшний день вся продукция делится на три сегмента – военные, коммерческие и потребительские машины. Военные дроны мы подробно рассматривать не будем, так как данный сегмент рынка представлен беспилотными самолетами. В двух оставшихся категориях мультикоптеры занимают ведущее место, а лидеры продаж (фирмы DJI, Parrot, Syma и др.) выпускают свои модели десятками и сотнями тысяч штук.

 

Что же происходит в российском беспилотном секторе? Каковы его ближайшие перспективы? Кто является производственным и коммерческим лидером? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить.

Уровень мировых продаж

uroven prodazh dronov

 

В апреле этого года был опубликован отчет международной консалтинговой компании J’son & Partners Consulting. Из материалов отчета следует, что в прошлом году общая стоимость мирового сегмента БПЛА достигла цифры в $7,8 млрд. Суммарный уровень продаж машин военного назначения составил более половины этой суммы. В числовом выражении картина противоположная. 84% проданных на мировом рынке изделий приходится на летательные аппараты потребительского класса, 15% – на машины из коммерческого сегмента рынка, а на очень дорогие армейские дроны приходится лишь 0,5%.

По оценкам исследователей из J’son & Partners Consulting, темпы роста мировых продаж БПЛА в числовом выражении будут значительно опережать их суммарный финансовый рост. Основным драйвером останутся машины, входящие в потребительский сегмент.

В 2016 году выпуском беспилотных аппаратов по всему миру занимались не менее 483 фирм (276 гражданских и 308 военных). На долю военных производителей приходится довольно малая часть мирового гражданского рынка, на котором доминируют компании малого и среднего бизнеса. Средний возраст таких предприятий не превышает шести с половиной лет, а среднее число сотрудников доходит до восьми человек.

Состояние дел в РФ

prodazhi dronov v moskve

 

Исследования показали, что в прошлом году на долю России пришлось 3 % мировых натуральных продаж. В денежном выражении этот показатель снижается до 2 % или до 9,5 миллиарда рублей (163 миллиона долларов). Прогнозируется, что к 2020 году эти объемы смогут вырасти в полтора раза. В сегменте военных беспилотников позиции Российской Федерации оказались значительно сильнее – 15 % от общего числа продаж.

 

В прошлом году отечественные беспилотники занимали лишь 10% российского рынка. Специалисты считают, что через 2 года этот показатель немного возрастет и составит 11%. Лучшие цифры роста продемонстрирует сегмент коммерческих летательных аппаратов, который к этому времени должен удвоиться. В прогнозе говорится, что к 2020 году около 40% продаваемых в РФ коммерческих машин будут произведены на отечественных предприятиях. Что касается летательных аппаратов потребительского класса, то данный сектор останется под полным контролем зарубежных фирм. Считается, что на долю отечественных производителей придется не более 5% всех продаж.

 

В отчете говорится, что на российском гражданском рынке БПЛА присутствуют почти две сотни предприятий. Анализ показывает, что их средний возраст не превышает трех лет, а среднее число работников достигает пяти человек. Аналитики считают, что общая выручка подобных предприятий лежит в пределах 1,4 миллиарда рублей.

 

Главная особенность отечественного рынка БПЛА заключается в доминировании производителей дронов военного назначения. Исследователи отмечают очень слабое присутствие на нем отечественных машин, принадлежащих к потребительскому и коммерческому классам.

 

Российский потребительский рынок захвачен продукцией китайских и прочих зарубежных компаний. Основные объемы продаж приходятся на относительно дешевые летательные аппараты стоимостью менее 250 долларов. Россия представлена лишь небольшим количеством стартапов, пока не готовых к массовым продажам.

 

В коммерческом сегменте отечественного рынка работают почти 60 компаний. Все они готовы предложить потребителю действующие модели или готовые прототипы. Лидерами в данном сегменте признаны компании «Zala Aero Group» и «Беспилотные системы».

Российские модели

ZALA 421-21

ZALA 421 21

 

Этот гексакоптер является самым известным в России коммерческим беспилотником. Машина выпускается ижевской производственной фирмой Zala Aero Group.

 

Изделие оснащено автопилотом, обладает системой спутниковой навигации (GPS/ГЛОНАСС), электронным компасом, имеет встроенную систему цифровой телеметрии, аналоговый видеопередатчик, радиомодем и поисковый передатчик.

 

Малый вес машины позволяет запускать ее из рук. Эта особенность допускает использование дрона в горах, в тайге или в болотистой местности. Основным назначением ZALA являются поисковые операции, контроль территории в радиусе до двух километров, проверка охраняемой зоны на наличие в ней противоправных действий и пр. Работы могут выполняться как днем, так и темное время суток.

 

Заявленная производителем грузоподъемность позволяет устанавливать на данный гексакоптер дополнительное оборудование малого класса, но этот недостаток компенсируется высокой подвижностью машины и ее способностью зависать в воздухе.

 

ZALA 421-21 имеет следующие параметры:

 

  • Радиус действия машины: 2 км;
  • Длительность пребывания в воздухе: 40 минут;
  • Размеры (без батареи): 600x520x75 мм;
  • Максимальная скорость: 40 км/ч;
  • Взлетный вес: 1,5 кг;
  • Весовые параметры полезной нагрузки: 300 г;
  • Предельный потолок: 1000 м;
  • Емкость АКБ: 10 Ач.

Цена изделия является предметом переговоров между заказчиком и исполнителем. По некоторым данным, она находится в пределах 600-650 тыс. рублей.

 

 

Supercam X6M2

Supercam X6M2

 

ООО «Беспилотные системы» выпускает целый ряд БПЛА, самым известным из которых является гексакоптер Supercam X6M2.

 

В качестве материала для корпуса и лучей этого коптера выбран карбон и композитные материалы. Имеется и влагозащищенный вариант, который применяется при морских работах. Он позволяет летательному аппарату продержаться не поверхности воды на протяжении двух часов.

 

Разработчикам удалось создать машину с рабочей диагональю 920 мм. В максимальной конфигурации она весит порядка 4,5 кг и может продержаться в воздухе около часа. Радиус действия X6M2 также достаточно велик – до 10 км. Полеты можно проводить в любое время суток в относительно сложных метеоусловиях. Услуга автоматического планирования полетного задания способна полностью исключить внешнего пилота из непосредственного процесса управления.

 

Опционально на БПЛА может быть установлена система автоматического выхода в точку возвращения с использованием анализа получаемого видеоизображения.

 

Летательный аппарат ориентирован на применение в гражданской сфере и обладает достаточно широкой функциональностью. Он способен эффективно решать задачи, связанные с картографированием, проведением наблюдательных и патрульных полётов, мониторингом обстановки при возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций и пр.

 

Технические характеристики:

 

  • Габаритные размеры: 0,87×0,92×0,3 м;
  • Взлетный вес (максимальный): 4,5 кг;
  • Скорость полёта (максимальная): 50 км/ч;
  • Время пребывания в воздухе: 1 час;
  • Предельная дальность: 10 км;
  • Предельная высота полета: 2,1 км.

Конвертоплан Эра-101

Konvertoplan Era 101

 

Очень интересной моделью является российский многофункциональный БПЛА Эра-100, разработанный компанией «Аэроксо». Особенностью данной машины является то, что взлет и посадку она выполняет как квадрокоптер, а затем ее двигатели поворачиваются, превращая летательный аппарат в четырехмоторный самолет, крыльями которого являются широкие и плоские лучи.

 

Эра-101 обладает достаточно обширным функционалом. Этот конвертоплан способен выполнять воздушную съемку (фото и видео), разведывательные и патрульные полеты, принимать участие в мониторинговых миссиях и поисковых операциях, использоваться при проверке состояния трубопроводов, линий электропередач и прочих элементов инфраструктуры. Стандартным средством наблюдения является цифровая камера, но может устанавливаться и иное оборудование.

 

Устройство имеет солидные размеры (1,3×1,1×0,4), а его максимальный взлетный вес достигает величины в 24 кг. Силовая установка состоит из четырех мощных электродвигателей. Имеется вариант исполнения с ДВС.

 

Технические характеристики Эра-101:

 

  • Габариты: 1,3×1,1×0,4 м;
  • Предельный взлетный вес: 24 кг;
  • Предельная скорость: 230 км/ч;
  • Предельная дальность: 120 км;
  • Продолжительность полета: 1 час.

Квадрокоптер Нелк В4

Kvadrokopter Nelk V4

 

Автором этого изделия является компания НЕЛК. Беспилотник используется для разведки и охраны труднодоступной местности, а также закрытых объектов. Он способен проводить мониторинг в зонах чрезвычайных ситуаций, фиксировать факты браконьерства и незаконной вырубки леса.

 

Нелк В4 является довольно крупной машиной, обладающей очень приличной автономностью и скоростными характеристиками. Заказчику предлагается весьма неплохой выбор навесного оборудования, в который входят несколько оптических модулей, обладающих способностью захватывать и сопровождать заданные оператором объекты. Дрон может летать в четырех режимах. Почти все они автономны и не требуют вмешательства оператора.

 

Специальное ПО позволяет задавать маршрут полета, управлять параметрами навесного оборудования, сохранять и обрабатывать полученные с его помощью видеоматериалы.

 

Технические характеристики Нелк В4:

 

  • Габаритные размеры: 1050×1050х430 мм;
  • Предельный взлетный вес: до 12 кг;
  • Крейсерская скорость: 40 км/ч;
  • Максимальная скорость: 70 км/ч;
  • Предельная дальность: 5 км;
  • Предельный потолок: 1000 м;
  • Предельное время полета: 55 минут;
  • Масса полезной нагрузки: до 1,5 кг.

Грифон-41

Grifon 41

 

Автором этого гражданского дрона является питерская фирма Плаз. Машина имеет довольно приличный набор функций и ориентирована на выполнение задач, связанных разведкой местности, а также с патрульными и наблюдательными миссиями. Разработчикам удалось создать достаточно простую и дешевую модель, выполненную в формате квадрокоптера. Данный беспилотник имеет не слишком большие размеры и вес. Перечень навесного оборудования состоит из видеокамеры формата Full HD, тепловизора и фотоаппарата. На Грифон-41 ставятся электромоторы, которые способны обеспечить машине скорость в 45 км/ч.

 

Технические характеристики:

 

  • Габариты: 850x850x30 мм;
  • Предельный взлётный вес: 7,5 кг;
  • Предельный вес полезной нагрузки: 2,5 кг;
  • Максимальная скорость: 45 км/ч;
  • Дальность полета: 15 км;
  • Потолок: до 1000 м;
  • Продолжительность полета: до 60 минут.

Отметим, что в статье упоминается лишь малая часть российских дронов. Наши читатели могут самостоятельно ознакомиться с такими моделями, как Гранад ВА-1000, Гранат-6, Колибри-6, AirScout, Геоскан 501 и пр. Напомним, что мы уже публиковали ранее подробный обзор квадрокоптера российского производства Геоскан 401.


Будем благодарны вам, если поделитесь с друзьями:

Опубликовано © Всё о квадрокоптерах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *